Чтобы заслужить это звание, человек должен обладать целым набором определенных качеств. Понятие о том, кто такой лидер и каким он должен быть, уже «затерто до дыр», потому что сейчас каждый второй считает себя именно тем самым выдающимся человеком. А что, если рассмотреть тематику лидерства на примере военнослужащих людей?
Не простая обстановка в мире в 21 веке, развитие Вооруженных сил, опыт ведения боевых действий в вооруженных конфликтах свидетельствуют о выполнении специфических задач, связанных с применением небольших по численности подразделений, групп или отрядов. Значимость приобретают складывающиеся отношения между военнослужащими в коллективе как неформальные, так и формальные, определяемые Общевоинскими уставами, требованиями командиров (начальников) и другими руководящими документами. На основе таких связей в группах формируются неформальные лидеры, помимо лидера коим является командир.
Ввиду участия наших Вооруженных сил в различных конфликтах во всем мире (яркий пример это Сирия, Чеченская республика) , на которые привлекаются только военнослужащие контрактной службы. На эти мероприятия военнослужащие срочной службы не привлекаются из-за многих причин, но основными считаются их слабая морально -психологическая , физическая подготовка, слабые действия при вооружении штатной техникой и оружием. Поэтому, мы будем рассматривать лидерство в коллективах "контрактников" , оно намного интереснее потому что среди них есть люди которые служат в роли солдата по 10 и более лет.
Сложность службы командира ( действительный лидер своего коллектива по рабочему статусу, который только что выпустился из училища ) заключается в том, что есть военнослужащие, во-первых , старше по возрасту и , во-вторых, многие из них уже участвовали в вооруженных конфликтах. Поэтому сделать так, чтоб они выполняли приказы в формальной и неформальной обстановке не просто, но возможно.
Организационная функция лидера включает следующие действия: постановку цели, организацию принятия решения, планирование путей, способов и средств достижения целей коллектива. Лидер распределяет роли и обязанности между членами воинского коллектива, устанавливает взаимодействие (связь) между членами коллектива и с другими людьми; побуждает к конкретным действиям, поступкам в реальных ситуациях военной службы. Проще говоря, он должен знать, что ему и его коллективу надо выполнить, в какие сроки и какими усилиями. Каждый в его решении должен иметь роль и место перед выполнением поставленных задач.
Информационная функция лидерства
Информационная функция лидерства предполагает сбор, переработку, хранение информации и своевременное доведение до подчиненных его подразделения. Эта информация должна содержать сведения об актуальных и отсроченных целях и задачах воинского коллектива, осуществляя информационную функцию, лидер знакомит военнослужащих с возможностями и потребностями коллектива, сообщает о распределении ролей, обязанностей и ответственности в предстоящей деятельности. Лидер выступает центром и источником информации для членов коллектива и в то же время определенную часть информации получает от них. Не все задачи решаются легко и просто, поэтому подчиненный личный состав должен своевременно докладывать о всех трудностях, возникающих при их выполнении.
Функция социализации направленна на формирование и воспитание социально значимых и одобряемых норм, навыков, привычек, умений в поведении военнослужащих и их профессиональных, грамотных действий. Используя эту функцию, лидер создает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Лидер должен пользоваться методом "кнута и пряника" в различных ситуациях, соответственно должен поощрять и наказывать за различные поступки военнослужащих не смотря на их возраст , заслуги и срок службы.
Основная функция нашей армии - это защита от агрессии направленной против Российской Федерации, поэтому основные качества лидера стоит рассматривать непосредственно на выполнении боевых задач, в той ситуации, когда принимать решение нужно незамедлительно, когда от его решения зависит жизнь его подчиненных и самого лично.
Авторитет военного лидера (в нашем случае командира взвода) зарабатывается в коллективе не размером его мускул, не красотой его формы и так далее, а своими знаниями и умением выполнить поставленные задачи как можно скорее, затрачивая на это минимум усилий, так же авторитет можно заработать правосудием, которое будет верным решением в различных ситуациях. К примеру, военнослужащий не вышел на службу , и если его не наказать , на следующий день " не вышедших на службу " будет гораздо больше.
Так же командир должен быть уверенным в себе, за уверенным в себе человеком люди пойдут куда нужно. Командир должен с пониманием относиться к людям. Например, не стоит заставлять бежать на утренней физической зарядке человека, который вчера подвернул ногу, его надо отправить в медицинский пункт (некоторым надо объяснить, что это необходимо, в рядах контрактников есть понятие "пошел в санчасть-слабак").
К примеру, при совершении РПД (разведывательно - поисковых действий), в тылу врага нужно уметь пользоваться картой и ориентироваться на местности, чтобы не увести людей не понятно куда, при этом затрачивая минимальные силы. Даже на учениях приведя свой взвод раньше остальных, ты заработаешь себе "плюсик" в глазах своих подчиненных, они будут знать что их командир знает что делает и делает это правильно, с таким, грубо говоря, в разведку идти можно.
Качества лидера
Лидер должен быть самостоятельным в отдельных вопросах, есть работа, которую должен выполнять именно он, не передавая её своим подчиненным. Он должен быть хорошим товарищем, как в формальной обстановке так и не формальной обстановке, он должен помогать своим подчиненным во всем и эта помощь обязательно к нему вернется. Трудолюбие как качество необходимо, будешь работать сам, будут работать и твои подчиненные. Настойчивость необходима во всем, к примеру, нужна для того , чтобы добиться от не добросовестного военнослужащего выполнения его требований. Справедливость в его действиях нужна для того, чтобы в очередном воинском конфликте разобраться кто прав, а кто нет, да бы группа конфликтующих не прибегала к нарушению уставных правил взаимоотношения.
Лидер должен быть харизматичным, он должен вызывать симпатию у своих подчиненных во всех своих действиях, чтобы они не сомневались в том , что они делают. Так же лидер должен уметь организовать работу, быть скромным, выдержанным, собранным, требовательным, инициативным и решительным.
Лидер должен уметь пользоваться неформальными лидерами которые создаются сами в коллективах, они сами создают себя своим, к примеру, отличным владением оружия, хорошей физической подготовкой и так далее. Есть ряд военнослужащих, которые не понимают командира, и до таких военнослужащих командиру «не достучаться» , в этом ему может помочь неформальный лидер, который все ему объяснит без вмешательства командира взвода.
В заключении можно сказать, что различные формы взаимодействия людей, общение на вербальном и невербальном уровнях выступают, с одной стороны, условием, а с другой - результатом, эффектом лидерства. Лидерство, возникая и формируясь в процессе общения людей, отражает не столько потребность в общении как таковом, сколько реализует потребность человека, группы людей в организации своей деятельности.
Осуществление лидерства, реализация управленческих воздействий лидера в воинском коллективе приводят к возникновению нескольких эффектов, позволяющих адекватно строить процесс самоорганизации, самоуправления военно-профессиональной деятельностью. В процессе лидерства происходит взаимное познание участников деятельности, позволяющее им прийти к взаимному пониманию или к отсутствию такового. Это позволяет военнослужащим оценить друг друга. Взаимное познание и понимание, а также эффект взаимооценки являются основой для формирования межличностных отношений, и, прежде всего, отношений по признаку распределения власти: «лидер - ведомый».
Наконец, практика показывает, что лидеры в воинских коллективах необходимы, что недостаточное развитие лидерства либо отсутствие лидеров в подразделении следует рассматривать как неблагоприятный симптом, имея в виду способность коллектива к самоорганизации и самоуправлению. Значимость последних неизмеримо возрастает в условиях выполнения сложных учебно-боевых и боевых задач.